Аутизм – это расстройство нервной системы, которое возникает вследствие поражения клеток головного мозга.

Характерные проявления:

  • ребенку сложно даются социальные взаимодействия и общение с другими людьми;
  • ребенок склонен к повторяющимся действиям;
  • у ребенка весьма ограничены интересы;
  • бедность эмоциональных проявлений.

Менее значимые проявления: ребенок согласен есть еду только определенного цвета или же в том случае, если продукты не касаются друг друга.

Состояния с менее выраженной симптоматикой относят к расстройствам аутистического спектра. Например, синдром Аспергера. Признаки, сигнализирующие о расстройствах аутистического спектра и аутизме, проявляются у детей до трех лет.

Специалисты отмечают, что, прежде всего, аутизм проявляется в задержке психо-речевого развития и в стремлении ребенка изолироваться от окружающих. При этом до сих не ясно, что приводит к этому диагнозу и как его вылечить.

Паттерны поведения

Дети с аутизмом склонны к стереотипному (повторяющемуся) поведению. Ученые выделяют следующие формы поведения:

  • стереотипия (ребенок совершает бессмысленные движения: машет руками, вращает головой, раскачивается из стороны в сторону);
  • компульсивное поведение (для ребенка важно, чтобы все вокруг подчинялось строгим правилам, например: вещи в доме должны лежать в строго отведенных для них местах; если порядок нарушается, может произойти истерика; в целом дети с аутизмом стремятся к однообразию и не выносят перемены);
  • ритуальное поведение (вытекает из стремления к однообразию: ребенку важно, чтобы все повседневные дела шли в строгом порядке и повторялись изо дня в день в неизменном виде);
  • ограниченное поведение (дети с аутизмом отличаются узостью внимания, то есть склонны к фокусировке на одной конкретной задаче или на одном объекте);
  • аутоагрессия (дети с аутизмом часто наносят себе повреждения: кусают себя или бьют; склонность к такому поведению наблюдается у трети детей с расстройствами аутистического спектра).

Постановка диагноза и лечение

Главной методикой диагностики является наблюдение. Специалист следит за поведением пациента и на основе собранных эмпирических данных ставит или опровергает диагноз.

Симптомы :

  • у ребенка нет социального и эмоционального отклика;
  • неадекватные речевые проявления;
  • стойкий интерес к конкретным предметам.

Что касается лечения аутизма, то, в первую очередь, следует отметить, что универсальной терапевтической методики не существует. В каждом конкретном случае ход лечения подбирается индивидуально.

Главная задача специалиста – снизить пагубные проявления диагноза, которые могут навредить как пациенту, так и его близким и обществу.

Начинать лечение стоит с самых ранних лет ребенка, когда его головной мозг наиболее пластичен и восприимчив к внешнему воздействию. Как правило, с аутизмом работают психологи. Они проводят поведенческую терапию, которая помогает ребенку освоить базовые навыки самопомощи и общения, а также помогает снизить тревожность и склонность к взрывным реакциям.

В Детском центре неврологии и реабилитации «Ангел» работает команда дипломированных психологов, которые с помощью различных методик нивелируют негативные проявления аутизма. Среди этих методик: арт-терапия, сенсорная интеграция и другие нейростимулирующие практики, хорошо зарекомендовавшие себя в работе с детьми, чьи диагнозы связаны с ментальными нарушениями.