Лечебная физкультура (ЛФК) – это комплекс специальных упражнений, которые развивают моторику пациента, тренируют его вестибулярный аппарат и укрепляют мышцы.

В абилитации и реабилитации детей с ДЦП лечебная физкультура является одним из главных методов терапии.

Из-за поражения центральной нервной системы у детей с ДЦП снижена двигательная активность: связь между нейронами головного мозга и частями тела нарушена. Это приводит к задержке моторного развития: дети не могут ходить, вставать, ползать, присаживаться, а порой – даже удерживать голову. Самостоятельно же постигнуть базовые моторные навыки дети с ДЦП не в состоянии. Им нужна помощь специально обученных взрослых – инструкторов ЛФК, – главная задача которых – обучить ребенка элементарным паттернам движения:

  • удерживать голову;
  • переворачиваться;
  • присаживаться;
  • ползать;
  • вставать и приседать;
  • ходить.

Каждый из этих этапов важен. Если ребенок перескочит хотя бы один из них, например, ползание, и сразу после того как научится присаживаться, встанет на ноги и пойдет, в будущем он столкнется с моторными трудностями: могут появиться проблемы с координацией, равновесием, ощущением себя в пространстве.

Когда ребенок отрабатывает тот или иной двигательный паттерн, в его головном мозге формируются новые нейронные связи, отвечающие за эти движения. Следовательно, если пренебречь каким-то из этапов развития, в мозге ребенка не окажется тех клеток, которые необходимы для полноценного движения и жизнедеятельности в целом.

На ЛФК происходит целенаправленное стимулирование мозга при помощи физических упражнений.

Ребенка намеренно вводят в некомфортную для него среду, где всё время нужно быть на чеку, дабы не упасть, не выронить мяч, не стукнуться головой или носом. Постепенно эти искусственно созданные экстремальные ситуации насыщают мозг ребенка бесценным моторным и сенсорным опытом, который необходим нам, людям, для жизни в обществе и окружающей среде.

Инструктор ЛФК показывает ребенку:

  • как правильно ставить стопы;
  • как держать спину;
  • как двигаться, чтобы не травмировать себя и других.

С помощью силовых упражнений укрепляются мышцы – а именно мышечное сокращение отвечает за совершение того или иного действия. Таким образом, чем сильнее и выносливей будут мышцы, тем успешней будет двигательный процесс.

Помимо этого, двигательная активность препятствует спастике и образованию контрактур (состояние суставов, при котором невозможно сгибать и разгибать конечности).

Во время занятий ЛФК ускоряется кровообращение и ток лимфы в организме, что обеспечивает достаточный обмен веществ – ткани тела и системы быстрее получают все необходимые вещества для правильного функционирования.

Физические упражнения развивают и дыхательную систему, так как легкие вынуждены пропускать через себя увеличенные объемы воздуха.

В итоге, ЛФК положительно влияет на все системы организма:

  • занятия лечебной физкультурой развивают моторику и координацию;
  • укрепляют мышцы и суставы;
  • двигательная активность во время ЛФК нормализует кровоток, что ускоряет обмен веществ и процесс насыщения организма питательными веществами;
  • во время физических упражнений тренируется дыхательная система.

Кроме того, видя собственные успехи в ЛФК и сознавая свою силу, ребенок начинает чувствовать себя уверенней. Нормализуется его психологическое и эмоциональное состояние.

Занятия ЛФК необходимы детям как с моторными, так и с психическими расстройствами, так как и в том, и в другом случае детям требуется корректировка их двигательных навыков.