Задержка речевого развития (ЗРР) – неспособность ребенка овладеть речевыми навыками, какими владеют дети в норме.

Норма

  • Так, с двух-трех месяцев малыш уже гулит.
  • С пяти-шести месяцев – лепечет.
  • К десятому месяцу ребенок уже пытается произнести слова.
  • А к 12-му месяцу дети произносят первое слово.

В годовалом возрасте ребенок в норме имеет два типа словаря: активный и пассивный. В активном находится с десяток простых слов, состоящих из пары слогов: ма-ма, па-па, ба-ба, де-да. То есть ребенок может их произнести. В пассивном же словаре (то есть эти слова ребенок знает, но пока произнести не может) к году находится порядка 200 слов: это предметы быта, мебель, посуда, еда, одежда.

Ближе к двум годам у ребенка происходит «лексический взрыв»: слова из пассивного словаря резко переходят в активный.

С трех лет ребенок должен уже уметь разговаривать связными предложениями. Эта фаза речевого развития длится до четырех лет. Словарный запас к этому времени возрастает до 1500 слов.

Однако сейчас мы говорили о норме.

Симптомы ЗРР

При задержке речевого развития дети и к четырем годам могут не заговорить. Симптомы этого нарушения заметны с первых месяцев.

  • Малыш мало гулит и не начинает лепетать. Кажется, будто он беззвучен.
  • В год ребенок не реагирует на звук.
  • В полтора года не стремится повторить звуки за взрослыми.
  • Нет самостоятельных слов к двум годам.
  • К трем годам не может составлять слова в фразы.
  • Отсутствие собственной речи (ребенок лишь повторяет фразы из мультиков или книжек).
  • Вместо речи ребенок предпочитает использовать мимику или жесты.

Частые диагнозы, требующие профессиональной помощи

  • Дизартрия – искаженное и затрудненное произношение некоторых слов или звуков, так называемая «каша во рту» при разговоре; часто характеризуется повышенным слюноотделением.
  • Общее недоразвитие речи – нарушение формирования всех сторон речи при наличии нормального слуха и интеллекта; характерны дополнительные сложные речевые расстройства. Признаками являются как нарушения в произношении, так и бедный словарный запас, трудности в словообразовании.
  • Дислалия – неправильное произношение звуков в возрасте 4-5 лет. При этом нарушении слова употребляются верно в падежных конструкциях, словарный запас соответствует возрасту, фразовая речь правильная и хорошо развита.
  • Сбои темпа и ритма речи; заикание.

Лечение

Чтобы поставить ребенку диагноз ЗРР, необходима консультация у педиатра, невролога, отоларинголога, психиатра, логопеда и детского психолога.

Если невролог установил, что причиной ЗРР является поражение центральной нервной системы, то терапия будет состоять из медикаментозного лечения вкупе с массажем, транскраниальной микрополяризацией и другими методиками.

Помимо этого, ребенку будут необходимы занятия с логопедом и психологом. Работа этих специалистов будет направлена на развитие органов артикуляции и на развитие когнитивных (мыслительных) навыков. Особое внимание в такой терапии следует уделить мелкой моторике и сенсорной интеграции, так как рисование, лепка и расширение чувственного восприятия (то есть тренировка органов чувств) способствуют формированию нейронных связей в головном мозге. А формирование нейронных связей – это и есть развитие мозга.

Таким образом, «Ангел» осуществляет полноценную комплексную терапию для детей, которые не заговорили вовремя.