Задержка речевого развития (ЗРР) – неспособность ребенка овладеть речевыми навыками, какими владеют дети в норме.
Норма
- Так, с двух-трех месяцев малыш уже гулит.
- С пяти-шести месяцев – лепечет.
- К десятому месяцу ребенок уже пытается произнести слова.
- А к 12-му месяцу дети произносят первое слово.
В годовалом возрасте ребенок в норме имеет два типа словаря: активный и пассивный. В активном находится с десяток простых слов, состоящих из пары слогов: ма-ма, па-па, ба-ба, де-да. То есть ребенок может их произнести. В пассивном же словаре (то есть эти слова ребенок знает, но пока произнести не может) к году находится порядка 200 слов: это предметы быта, мебель, посуда, еда, одежда.
Ближе к двум годам у ребенка происходит «лексический взрыв»: слова из пассивного словаря резко переходят в активный.
С трех лет ребенок должен уже уметь разговаривать связными предложениями. Эта фаза речевого развития длится до четырех лет. Словарный запас к этому времени возрастает до 1500 слов.
Однако сейчас мы говорили о норме.
Симптомы ЗРР
При задержке речевого развития дети и к четырем годам могут не заговорить. Симптомы этого нарушения заметны с первых месяцев.
- Малыш мало гулит и не начинает лепетать. Кажется, будто он беззвучен.
- В год ребенок не реагирует на звук.
- В полтора года не стремится повторить звуки за взрослыми.
- Нет самостоятельных слов к двум годам.
- К трем годам не может составлять слова в фразы.
- Отсутствие собственной речи (ребенок лишь повторяет фразы из мультиков или книжек).
- Вместо речи ребенок предпочитает использовать мимику или жесты.
Частые диагнозы, требующие профессиональной помощи
- Дизартрия – искаженное и затрудненное произношение некоторых слов или звуков, так называемая «каша во рту» при разговоре; часто характеризуется повышенным слюноотделением.
- Общее недоразвитие речи – нарушение формирования всех сторон речи при наличии нормального слуха и интеллекта; характерны дополнительные сложные речевые расстройства. Признаками являются как нарушения в произношении, так и бедный словарный запас, трудности в словообразовании.
- Дислалия – неправильное произношение звуков в возрасте 4-5 лет. При этом нарушении слова употребляются верно в падежных конструкциях, словарный запас соответствует возрасту, фразовая речь правильная и хорошо развита.
- Сбои темпа и ритма речи; заикание.
Лечение
Чтобы поставить ребенку диагноз ЗРР, необходима консультация у педиатра, невролога, отоларинголога, психиатра, логопеда и детского психолога.
Если невролог установил, что причиной ЗРР является поражение центральной нервной системы, то терапия будет состоять из медикаментозного лечения вкупе с массажем, транскраниальной микрополяризацией и другими методиками.
Помимо этого, ребенку будут необходимы занятия с логопедом и психологом. Работа этих специалистов будет направлена на развитие органов артикуляции и на развитие когнитивных (мыслительных) навыков. Особое внимание в такой терапии следует уделить мелкой моторике и сенсорной интеграции, так как рисование, лепка и расширение чувственного восприятия (то есть тренировка органов чувств) способствуют формированию нейронных связей в головном мозге. А формирование нейронных связей – это и есть развитие мозга.
- В Центре детской неврологии и реабилитации «Ангел» вашего ребенка обследует невролог и эпилептолог (при необходимости).
- У нас вы можете сделать ЭЭГ, транскраниальную микрополяризацию, а также пройти курс занятий с психологом, дефектологом и логопедом.