В этой статье мы поговорим о развитии сенсорики у детей. А также о том, как помочь ребенку с ДЦП полноценно познавать мир при помощи органов чувств.

Весь окружающий нас мир – это формы, звуки, цвета, запахи, вкусы и тактильные ощущения. С первых дней жизни малыш познает новое для него пространство при помощи органов чувств. Расширение чувственного (сенсорного) опыта – это главная задача его головного мозга, потому что без развитой сенсорики невозможно взаимодействовать с миром, познавать его и жить в нем.

Расширять горизонты своего восприятия ребенок будет и сам. Однако руководство родителей в этом процессе поможет малышу познать мир более полноценно и безопасно.

Ученые пришли к выводу, что в раннем возрасте дети наиболее восприимчивы к новой информации и чувственным ощущениям. Поэтому развивать интеллект и сенсорику необходимо с малых лет.

Сенсорная интеграция: хочу видеть, слышать, чувствовать!, изображение №2

Сенсорные эталоны

В первую очередь, следует сказать, что сенсорика – это способность наших органов чувств воспринимать различную информацию: уши слышат, глаза видят.

Классификация сенсорных ощущений такова:

  • зрительные (визуальные) – человек видит глазами;
  • слуховые (аудиальные) – человек слышит ушами;
  • осязательные (тактильные) – человек чувствует прикосновения и температуру кожей;
  • обонятельные — человек чувствует запах носом;
  • вкусовые – человек чувствует вкус языком.

Все эти органы чувств складываются в сенсорный механизм, который помогает ребенку сложить в голове представление о характеристиках предмета: цвет, форма, имеет ли этот предмет вкус, запах, издает ли звуки или источает тепло.

У ребенка должны сформироваться правильные сенсорные эталоны – этакая модель того, что возможно в том мире, в каком ребенок вдруг оказался.

Сенсорные эталоны:

  • семь цветов радуги + черный и белый;
  • пять основных геометрических форм: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал;
  • три размерности: большой, маленький, средний;
  • семь музыкальных нот и звучание родного языка;
  • четыре основных вкуса: сладкий, соленый, кислый, горький;
  • запахи;
  • характеристика температуры: горячо/холодно.
Сенсорная интеграция: хочу видеть, слышать, чувствовать!, изображение №3

У детей с ДЦП в силу диагноза могут быть проблемы с познанием и восприятием мира. Из-за двигательных нарушений некоторые дети вовсе не выходят на улицу. Недостаток социализации приводит к тому, что малышам неизвестно, как пахнет мокрый асфальт, как жужжат пчелы, как скрепит песок на детской площадке.

Поэтому специальные занятия по сенсорной интеграции просто необходимы детям с ДЦП. Новые тактильные, зрительные, слуховые и обонятельные ощущения заставляют головной мозг ребенка генерировать новые нейронные связи. А создание новых нейронных связей – это и есть развитие интеллекта.

В детском неврологическом центре «Ангел» с детьми работают и психологи, которые уделяют большое внимание сенсорной интеграции детей с моторными и ментальными нарушениями.

Занятия по сенсорной интеграции позволяют активизировать дремлющие участки головного мозга, что, кстати, не только помогает лучше воспринимать окружающий мир органами чувств, но и стимулирует двигательную активность.

Запись на прием: 8 (800) 600-97-73